Национальная библиотека

Национальная библиотека

Национальная библиотека – самое значительное архитектурное сооружение последних десятилетий. Этот духовный храм знаний и культуры являет собой пример синтеза различных видов изобразительного искусства и зодчества. Владимир Кривоблоцкий включился в работу еще на стадии разработки уникального проекта и стал лидером, руководителем творческого коллектива.

 

Не один год готовилось это творческое послание от художников Беларуси. Работа шла напряженно. Более 80 художников оставили свою «жемчужину» в этом «ожерелье»

 

Все росписи атриума – внутреннего пространства библиотеки, имеют единую композиционную структуру из двух тематических блоков, которые читаются последовательно снизу вверх. Конструктивными элементами первого блока (или яруса) являются символические белые триумфальные арки, сквозь которые видны характерные для каждого белорусского региона панорамные пейзажи и знаковые памятники истории и архитектуры. Арки стоят на поверхности Земли, символизирующей первозданный источник бытия народа. А пластический «ковровый» образ – взгорье с дубовыми листьями – как метафора развития многослойной темы вечного древа жизни, которое благодаря своим корням вырастает и превращается в цветущую крону. Крону высокого духовного творчества, просвещения, знаний.

 

Второй тематический блок посвящен выдающимся деятелям культуры и искусства Беларуси, уроженцам того или иного региона или связанного с ним по роду своей духовной деятельности. Они узнаваемы на страницах раскрытых книг. И предстоят в средневековых мантиях, как бы сотканных из дубовых и кленовых листьев и ассоциативно напоминающих стволы деревьев – аллегорический образ связи Земли и Человека.

 

Художники широко использовали в пространстве основного золотисто-белого цвета аллегорические образы страниц раскрытых книг, четкие и чистые ритмы дорических и ионических белых колонн. Национальные элементы орнаментов и костюмов, детали характерных природных и геральдических форм, а также восемь скорининских титульных шрифтовых буквиц Скорины в четырех панно.

МОНУТЕНТАЛЬНЫЕ РОСПИСИ В АТРИУМЕ (резьба по левкасу)

Земля Брестчины

В центре беловежского пейзажа – Каменецкая башня. В глубине пространства арки – элементы Ружанского дворцового комплекса. Среди выдающихся личностей – образы мемуариста и дипломата Федора Евлашского; писателя, педагога и религиозного деятеля Лаврентия Зизания(Тувстановского) с открытой книгой; мыслителя, общественного деятеля и педагога Казимира Лыщинского; пианиста, композитора, писателя и художника Наполеона Орды( с мольбертом); великого поэта Адама Мицкевича(по одному из источников, родившемуся на Брестчине, в местечке Завосье).

Витебщина

В пейзаже – Спасо-Ефросиньевская церковь. В «архитектуре» арки использованы элементы Софийского собора в Полоцке. В другом тематическом блоке – известная святая и просветительница Ефросинья Полоцкая; поэт, драматург, переводчик, религиозный и общественный деятель Симеон Полоцкий; писатель, гуманист, книгоиздатель Василий Тяпинский; художник, этнограф, фольклорист, археолог, писатель и педагог Язеп Дроздович; этнограф и фольклорист Николай Никифоровский; основатель белорусского театра Игнат Буйницкий.

Гомельский край

В пейзаже изображена Чечерская Свято-Преображенская церковь-ротонда – памятник архитектуры классицизма. В пространстве рамки – детали гомельского дворцово-паркового ансамбля Румянцевых-Паскевичей. На втором ярусе – образы белорусского гуманиста, просветителя, богослова, писателя Кирилла Туровского; историка, писателя, археолога, ректора Гомельского духовного училища Ивана Григоровича; уроженца Речицы историографа, экономиста, этнографа Митрофана Довнар-Запольского; археолога, фольклориста, краеведа Евдокима Романова с местечка Новобелица.

Гродненщина

В пейзаже – Свято-Борисоглебская (Коложская) церковь. В «архитектуре» арки – элементы церкви-крепости оборонного зодчества в Сынковичах и Мирского замка. Среди выдающихся личностей – первопечатник Иван Федоров, основавший вместе с Петром Мстиславцевым типографию в местечке Заблудове. Писательница Элиза Ожешко. Поэт и драматург Ян Чачот. Поэтесса Алоиза Пашкевич(Тетка). Филолог-славист, этнограф, основатель белорусского научного языковедения и литературоведения Ефим Карский.

Могилевщина

В пейзаже – обновленный памятник классицизма – ратуша в Шклове конца ХVIII века. В пространстве арки видны элементы Свято-Никольской церкви Свято-Никольского монастыря. В числе исторических персонажей – первопечатник и гравер Петр Мстиславец; печатник, основатель могилевской братской школы и Кутеинской типографии в Буйничах Спиридон Соболь; также печатник, основатель Могилевской школы гравюры Максим Вощанка; писатели Винцент Дунин-Марцинкевич и Максим Горецкий; поэт Владислав Сырокомля.

Просторы Минщины

В композиции изображена Логойщина со спорткомплексом, ренесанская Спасо-Преображенская серковь в Заславле, детали Слуцкой брамы в Несвиже. Из персонажей воплощены образы гуманиста, философа, просветителя, одного из основателей научной критики Библии Симона Будного; гравера, печатника, писателя Томаша Маковского; писателя, художника, языковеда, переводчика Каруся Каганца и, конечно, Янки Купалы и Якуба Коласа.

Минск

Столице также посвящено отдельное панно. Композиция построена по схеме символических улиц и проспектов, которые создают впечатление возвышенного, мажорного звучания. Показаны городские здания разных стилей и эпох – Оперный театр, Дом правительства, обелиск Победы с праздничным салютом над ним. Из великих людей авторы выбрали поэта-гуманиста Возрождения Миколу Гусовского, автора «Песни о зубре»; художника Валентия Ваньковича; композитора Станислава Монюшко; поэта, переводчика и фольклориста Янку Лучину; Максима Багдановича – классика ХХ века.

Таким образом, в подходе к художественному оформлению атриума Владимир Кривоблоцкий со своей командой создал целостный эмоциональный образ Беларуси, в красках изобразив уникальное богатство ее исторического и культурного наследия. И через преемственную связь прошлого и настоящего показал духовную красоту мира, в котором живем мы и где жить нашим потомкам. Здесь четко прослеживается духовная связь между прошлым и будущим уникального культурно-исторического наследия нашей родной земли.