Солигорск

Древо жизни

В монументальной работе “Древо жизни” через аллегорические образы ангелов Весны и Осени художник передает свою жизненную философию. Высота произведения 36 метров, ширина – 14. “Древо” украсило один из 9-этажных домов в Солигорске. В разноцветной мозаике камней более семи десятков цветов. Вверху картины—проницательные глаза Всевышнего, которые судят каждый наш поступок. Внизу – крылатые зубры, символ духа нашей земли – держат древо жизни, благословляя его вечный круговорот: рождение и смерть, весну и осень… Символично и распятие человека – каждый из нас должен пройти свою Голгофу, уготовленную судьбой. И вечное таинство души, которое несут на крыльях ангелы. Слева – Осени ангел, справа – Весны.

 

В образной основе мозаики два могучих крылатых зубра с высоко поднятыми головами как

исторический символ Беларуси. На своих мощных спинах они удерживают всю композицию, которая начинается со своеобразного пьедестала. В центре нижнего яруса, между зубрами, в таинственной глубине – обнаженные фигуры Адама и Евы. Обвитая змеей-искусительницей, Ева робко протягивает в левой руке Адаму яблоко. Над ними крона Древа.

 

И как продолжение жизни – парящая в пространстве Мадонна с распростертыми руками, будто прикрывающими нагого младенца и стайку голубей.

 

Фрагмент, находящийся выше, почти в центре композиции, изображает трех обнаженных юношей в позе мучеников со связанными руками и ногами – образы павших на полях сражений. А огромные, черные по контуру крылья бабочки, вобравшие в себя вселенскую драму, — это крылья памяти о навсегда ушедших. Далее – чаша и крест с распятием Христом: кульминация этой сложной композиции. И через этот вечный и святой символ страданий и спасения человечества автор рисует трагический и героический образ народа мученика, спасителя и победителя.

 

А завершают панно огромные пристальные глаза Всевышнего, всевидящие и предостерегающие. Перед ними проходит

весь тернистый человеческий путь, наполненный светом и тьмой, добром и злом, любовью и ненавистью, верой и надеждой на искупление.

 

Сама по себе интересна цветовая палитра, продуманное ритмическое чередование отдельных цветовых мотивов, а также повторы контуров и орнаментов, что вместе способствует впечатлению гармоничности и великолепия целого. Фон мозаики с одной стороны зеленый: это рождение и обновление; с другой – золотисто бурый, как прекрасные осенние краски: это богатство, добытое руками человека во имя мира на земле.